Главная старница  
C чего начатьДетиОрганы опекиБудущим родителямАнкеты детей
ПОИСК ДЕТЕЙ
Возраст:

Пол:    

Число анкет на странице
Как работает поиск на сайте

Консультации по вопросам семейного устройства

Поддержи проект!
Помощь проекту по семейному устройству

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Ощущение, восприятие и анализ – это стандартная  схема мышления человека. Любое оценивание, призвано к систематизации знаний для  лучшего их понимания и применения. Так наше стремление к гармонии соединяет  все полученные знания в систему, в которой для всего есть своё место. Но, к сожалению, когда здоровая оценка перерастает в  превышение полномочий и человек выбрасывает элементы, которые как ему кажется портят общую картину мира, человеческое стремление к порядку приобретает совсем не человеческие формы.

     Что же все-таки является критерием умственной отсталости и как её измеряют?  А главное, кто решает кому жить рядом  с нами? Идея и методика количественного  определения умственного развития детей впервые были разработаны А. Бине в 1903 г., а в 1911 г. В. Штерном введен термин IQ – число, указывающее уровень интеллекта человека. Но разве в силах результат соотношения двух абстрактных величин, психического и физиологического возраста, стать мерилом человеческой души? Выдающийся советский психолог Лев Семёнович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития. Варварские времена спартанцев далеко позади, а мы по-прежнему избавляемся от неугодных «здоровой расе» детей, сбрасывая их с «обрыва» семьи и общества.

     Нам видится абсурдным ругать, не знающего о существовании книг ребёнка, за то, что он не умеет читать, и вместо того, чтобы прививать  навыки чтения, выносить ему, что ещё более абсурдно, пожизненный вердикт – «неспособный к чтению». Параллельно с этим, мы, не задумываясь, утопаем в абсурде, закидывая приговорами и выбрасывая из семьи детей с задержками в умственном развитии, забывая о том, что кроме нас никто не в силах помочь ребёнку в борьбе за понимание.  Дети разные и если одному требуется сообщить, что он может читать и научить его этому, то другому нужна помощь в освоении более фундаментальных пластов психических и физических возможностей человека и его общения с миром и чем раньше подключиться к развитию ребёнка, тем большего успеха  можно добиться. Исследования показали, что одно только кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов, а иногда даже это количество может оградить ребёнка от психоневрологического интерната, от той конечной остановки, на которой трудно повернуть движение ребенка назад, в общество. Как говорят специалисты, в психоневрологические интернаты детей "списывают".

     Помимо  поражений центральной нервной  системы, замедление темпа развития психических функций и умственную отсталость могут спровоцировать врождённые сенсорные нарушения, такие как глухота, слепота и прочее. У таких детей не формируется своевременно ни один вид детской деятельности, и появляются отклонение в развитии всех познавательных процессов. Нарушается развитие способности общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.  Оказавшись в заведомо беспомощном положении, эти дети, впрочем, как и любые другие, от рождения не знающие как всё должно быть, просто хотят научиться жить.

     Чтобы прочувствовать состояние детей с врождёнными нарушениями достаточно представить ситуацию, когда вдруг все вокруг кроме нас начнут описывать мир как четырёхмерное пространство, воспринимая это само собой разумеющимся, при этом ничего не объясняя нам, от рождения живущим в трёхмерном мире. Мы погрузимся в сумасшедший дом и, потеряв всякую логику внешнего мира, вероятнее всего просто отгородимся от него. Именно это и происходит у детей с врождёнными сенсорными нарушениями, когда все вокруг даже не пытаются донести, что помимо того, что имеют возможность чувствовать такие дети, существует что-то ещё, что добавит цельной картине мира завершающий штрих.  И это, что-то при правильном педагогическом воздействии может компенсироваться замещением утраченной функции активизацией других центров мозга. Роль семьи и педагога в этом случае решает всё, так как спонтанная компенсация дефекта не имеет места: без вмешательства заинтересованных людей нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

     Таким образом, за исключением редких случаев, сложной формы психической патологии, умственная отсталость детей чаще объясняется воспитанием в плохих социально-экономических условиях и неблагополучных семьях. Имея полноценную психику и  возможность видеть, слышать, говорить и двигаться, мы осознано стараемся закрыть глаза и не думать, отключить всё то, что нам не за что было подарено с рождения, лишь бы не напрягаться и не вникать в трудности. Мы осознано идём на безумие, обвиняя при этом в безумии других. Проблема не в том, что некоторые дети рождаются глухими, слепыми или парализованными, а в том, что мы — абсолютно зрячие не замечаем самого главного, что рядом с нами кто-то очень маленький и абсолютно беспомощный немым криком шепчет о помощи.

     Дети  обладают невероятными сверхспособностями к регенерации в отличие от взрослого. Известно, что самые бурные темпы развития приходятся именно на младенческий возраст. Мозг младенца, получая огромное количество новой для него информации, интенсивно наращивает число нейронных отростков, за счет чего к трем-четырем месяцам удваивается в массе, а к году – утраивается. Именно этот период наиболее благоприятен для развития детей и компенсации их физических и психических патологий. В силу упущение этого периода, дети становятся запущенными, и вследствие этого происходит недоразвитие. После полутора лет нарастание массы мозга уже очень незначительно. Многократно усложнившаяся структура мозга является физиологическим базисом для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и поведенческого развития ребенка. Эмоции младенца, активно изучаемые в последние два-три десятилетия, оказались очень важными как для обеспечения физического и психического здоровья ребенка, так и для функционирования всей эмоциональной сферы человека на протяжении его последующей жизни.

      Дети, ставшие в результате отказа «ничьими», к тому же вынужденные провести несколько  первых месяцев своей жизни в  больничной палате - без движения, без прогулок, без событий, без игрушек, без общения, без ласковых прикосновений, - не просто резко отстают в развитии от своих «семейных» сверстников. Они находятся в состоянии глубокой депрессии со снижением всех витальных функций и уровня физического здоровья. В таких условиях даже здоровый ребёнок приобретает диагноз, не говоря уже о детях, которые изначально нуждаются в дополнительном развитии.

      Институционализация, или помещение ребенка в интернатные или медицинские учреждение - наиболее неэффективный способ решения проблемы детской психической инвалидности. Это неэффективно как с экономической, так и социально-психологической точки зрения.  Бюджетные затраты на содержание детей в учреждениях колоссальны. А дети на выходе из заведений получают добавочный букет психофизиологических проблем, которые коренятся в самой системе коллективного воспитания в закрытом заведении, при отсутствии устойчивых отношений со значимым взрослым и положительного эмоционального фона.

     Помимо  этого, многие десятилетия существования закрытой системы учреждений для детей с отставанием в развитии породили огромное размежевание между миром детей, с ограниченными возможностями и миром обычным. Большинство людей просто не воспринимают детей с отклонениями как обычных детей.

      По  официальным данным, в России 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Более 200 тысяч учатся в коррекционных  школах. Хотя некоторые из них, несмотря на диагнозы, могли бы учиться в  обычных. В противовес сложившейся  ситуации в России идет эксперимент по инклюзивному (включенному) образованию. В США, Канаде, некоторых европейских странах у инклюзивного образования богатая история и огромный опыт. Россия делает первые шаги. И потому, к сожалению, пока нет никаких педагогических рекомендаций и методичек для учителей, работающих по системе инклюзива. В системе инклюзива для детей, имеющих отклонения в развитии - физическом и умственном, в обычных школах создают условия и учат их вместе со здоровыми сверстниками. Диагнозы тяжелые - ДЦП, аутизм, синдром Дауна. Дети все вместе учатся по стандартной программе, правда  дается она именно в том индивидуальном объеме, который под силу ученику.   Задания на ходу корректируются.  Индивидуальный подход требует дополнительных не малых сил со стороны педагогического персонала, но даже одна «вынырнувшая из заточения» душа вполне оправдывает всё.

      С одной стороны мы идем в своей  мыслительной деятельности на шаг дальше - от мелких деталей к абстрактным  понятиям, но, сделав этот шаг, уже не можем вернуться назад. Довольно часто бывает так, что перестройка в структуре мозга в детстве приводит к обнажению тех его отделов, которые скрыты при нормальной его работе более высокими формами мышления, например обобщением. "Лоскутное", несвязное мышление приводит к феномену талантливости детей с задержкой в общем развитии в определённых узких сферах. Это может быть идеальный слух, идеальное чувство гармонии цвета, способности к поэзии, абсолютная зрительная или слуховая  память, восприятие мира с невероятными подробностями. Педагогам просто нужно присмотреться и развить талант каждого.

      По  статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с синдромом Дауна. Если приступить к дополнительному специализированному развитию с самого рождения, немалый процент таких детей способен воспринять школьную программу. По наблюдениям специалистов, если активно заниматься развитием такого ребенка, то внешние проявления синдрома - обвисшие щеки, высунутый язык становятся практически незаметны, мимика лица делается подвижной, дети лучше растут. Интеллект у детей с синдромом Дауна ведет себя неровно: на каких-то тестах они показывают результаты, нормальные для их возраста, на других сильно отстают от сверстников. Причем для каждого ребенка эти показатели свои. Люди с синдромом Дауна проявляют самые разнообразные таланты: пишут стихи, играют на музыкальных инструментах, занимаются спортом.

      Маме  одного ученика инклюзивной программы с синдромом Дауна врачи в роддоме сказали: "Он вас даже узнавать не будет!" А он не только узнает, но и в целом вполне справляется со школьной программой. Не отличник конечно, но и не самый худший ученик.

      Главное понять, что дети, вне зависимости  от состояния своего здоровья, являются отдельной личностью со своей  жизненной линией, а не средством  самореализации или достижения неосуществившихся мечт юности взрослых. Взрослый в свою очередь должен только страховать ребёнка, создавая все условия для гармоничного развития его личности.

      Ключом  к успешной жизни является познание и принятие себя и окружающих такими, какие мы есть! 

  • В раннем детстве Эйнштейн до трёх лет не разговаривал.  Семилетним  мальчиком он всё ещё упорно повторял про себя короткие фразы.
  • Хелен Келлер, которая родилась слепой и глухой, стала великой писательницей.
    Кто бы мог поверить в то, что калека станет президентом Соединенных Штатов Америки, но, тем не менее, Рузвельт стал им.
  • Томаса Эдисона с диагнозом умственно отсталого выгнали из школы. Как мы знаем, в дальнейшем он стал богатым предпринимателем, чьи изобретения сделали нашу жизнь намного легче. Изобретения, которых, возможно, никогда бы не было, если бы он смотрел на других и сравнивал себя с другими.
  • Ньютон считается одним из четырех гениев, которые отвратительно занимались в школе (трое других - Эйнштейн, Эдисон и Пастер). Он был круглым двоечником, имел к тому же прозвище «тупица». Рассерженная мать забрала его из школы и стала заниматься с ним сама - и это, как показало дальнейшее, дало блестящие результаты.
  • Лесли Лемке - музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой, церебральным параличом и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Родная мать отказалась от него, и ребенка усыновила медсестра Мэй Лемке. В 14 лет Мэй впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору, не имея музыкального образования. Вскоре Лесли уже выступал с концертами по всему миру.
  • Хикари Оэ - японский композитор, сын известного писателя Кэндзабуро Оэ. Появился на свет в 1962 году; врачи советовали родителям пренебречь лечением и дать неполноценному ребенку спокойно умереть, но они отказались. Хикари страдает множеством болезней и, почти лишенный способности говорить, выражает свои чувства в музыке.
  • Кристофер Тейлор - 40-летний англичанин, свободно владеющий датским, голландским, финским, французским, немецким и многими другими языками. Но самостоятельно выйти из дома он не может.
  • Предположительно, в той или иной форме аутизмом страдали Николай Гумилев, Арнольд Шенберг, Валерий Брюсов, Джеймс Джойс, Густав Малер, Дмитрий Шостакович, Карл Густав Юнг, Сергей Прокофьев.
  •        Этот  список можно продолжать до бесконечности, но хватило бы даже и одного примера, чтобы доказать, что внутри каждого  человека сокрыта частичка космоса. И чем пристальнее мы её выискиваем и затрачиваем на это больше педагогических и нравственных сил, тем большим людям посчастливиться  наслаждаться жизнью.

    Назад в раздел

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Сайт создан при поддержке благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", 2007
                           По всем вопросам по работе сайта пишите на
    opekaweb@gmail.com
    Rambler's Top100